Проблема, связанная с отказами в продаже страхового полиса ОСАГО, остаётся актуальной и в 2022 году, даже после того, как произошло расширение тарифного коридора. Особенно часто с такой ситуацией сталкиваются владельцы старых автомобилей, а также молодые водители.
Расширение тарифного коридора не решило проблему
Ожидалось, что расширение тарифного коридора ОСАГО поспособствует тому, что произойдёт снижение количество отказов в продаже страховок, так как увеличится стоимость полиса для тех категорий водителей, которые представляют большие риски. Однако, ситуация не изменилась, несмотря на то что отказ со стороны страховых компаний является незаконным.
Границы минимального и максимального значения базовой ставки полисов, то есть тарифный коридор, для легковых автомобилей, принадлежащих физическим лицам, оказался расширен на 10% в обе стороны. Для общественного транспорта такое расширение произошло на 4,9%, а для всех других категорий ТС — на 30%. Последнее касается и такси.
Также оказался изменён коэффициент по возрасту и стажу водителя. Так, для водителей, чей возраст составляет от 16 до 21 года, а стаж вождения отсутствует, умножение тарифа происходит на 2,27 (ранее это было 1,93). Для водителей в возрасте 22–24 лет без опыта вождения коэффициент вырастает с 1,79 до 1,88. Для водителей, не имеющих стажа, в возрасте 25–29 лет показатель практически не изменится. Это говорит о том, что ОСАГО для данных категорий автовладельцев оказывается дороже. Если говорить об опытных водителях старше 40 лет и имеющих стаж свыше 10, для них коэффициент оказывается снижен, а значит стоимость полиса понижается.
С апреля 2022 года также изменится расчёт коэффициента бонус-малус, на который влияет аккуратность вождения.
Но все принятые меры не смогли помочь в решении проблемы, связанной с отказами в оформлении ОСАГО со стороны страховщиков. Частыми являются жалобы на ситуацию со стороны владельцев старых авто. При этом коэффициентов, которые касаются возраста автомобиля, в расчёте стоимости ОСАГО нет.
Центральный банк признал проблему
В октябре 2021 года Центральным банком России было опубликовано информационное письмо, где говорилось о том, что выявлена «практика незаключения договоров ОСАГО… по причине принятия заявлений неуполномоченными сотрудниками страховой организации». В ЦБ РФ было отмечено, что подобная практика является недопустимой. При этом Центробанк применяет меры надзорного реагирования в случаях выявления подобных ситуаций.
Как отметил вице-президент Национального автомобильного союза Ян Хайцеэр полис ОСАГО является обязательным для каждого автомобилиста. Поэтому водители должны иметь возможность реализовать право на приобретение такой страховки.
Что будет, если страховая компания откажется оформлять ОСАГО?
В письме ЦБ РФ от 14.10.2021 указано, что в случае необоснованного отказа страховой компании от заключения договора ОСАГО будут применяться административные меры, которые предусмотрены ст.15.34.1 КоАП РФ.
За такое нарушение страховщик может получить штраф. Для должностных лиц размер штрафа составляет от 20 до 50 тысяч рублей. Для юридических лиц размер увеличивается до 100-300 тысяч рублей. В крайнем случае страховая компания вовсе может оказаться лишена лицензии.
Также в письме Центрального банка отмечается, что часто причиной для отказа в незамедлительном заключении договора ОСАГО выступают ошибки, которые присутствуют в документах клиента, а также неполный комплект документов. В таком случае отказ в оформлении полиса имеет под собой законное основание.
Что делать, если в оформлении полиса отказано?
Вице-президент Национального автомобильного союза Ян Хайцеэр отмечает, что часто владельцы старых авто чувствуют себя беспомощно и даже не предполагают, что имеют право жаловаться в вышестоящие инстанции и получить услугу от страховщика.
При этом жалоба может стать единственным выходом, так как если не приобретать ОСАГО, нарушение последует со стороны водителя, потому что страховка является обязательной. За управление ТС без полиса ОСАГО водителю потребуется платить штраф в размере 800 рублей.
Отправлять обращение лучше всего через Интернет-приёмную Банка России. При выборе типа жалобы следует указать вариант «Страховые организации», после этого «ОСАГО», и «Отказ в заключении договора».